Коллегиальные органы управления в образовательной организации
Законом предусмотрены два обязательных коллегиальных органа управлением образовательным учреждением (часть 4 ст. 26 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»):
1) общее собрание (конференция) работников (в конференции, в отличие от общего собрания, участвуют не все работники, а только выбранные представители);
2) педагогический совет.
Для автономных образовательных учреждений предусмотрен ещё один обязательный орган управления — наблюдательный совет (ст. 8 Федерального закона от 03 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).
Другие органы управления (попечительский совет, управляющий совет и т.д.) могут создаваться по мере необходимости.
Сведения и об обязательных и о факультативных органах управления должны быть внесены в устав образовательной организации. И в первую очередь нужно обратить внимание на то, что с момента вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту — Закон об образовании) исчезла категория «органы самоуправления» — в уставе, в коллективном договоре, во всех локальных актах этот термин нужно заменить на термин «коллегиальные органы управления». Дело не только в наименовании. Решения коллегиального органа управления, в отличие от решений органов самоуправления, не требуют утверждения руководителем и действуют непосредственно, т.е. без издания специального приказа.
Пример. К компетенции педагогического совета отнесено формирование состава методического совета школы. В этом случае издание директором школы приказа об утверждении состава методического совета нужно рассматривать как выход за пределы должностных полномочий, а сам приказ является недействительным.
Необходимо отметить, что в «новых» уставах акцент в регламентации смещён с организации образовательного процесса на организацию управления. Если в «старых» уставах прописывали только порядок формирования и компетенцию органов управления, то сейчас дополнительно необходимо зафиксировать их структуру, срок полномочий, порядок принятия решений и порядок выступления от имени образовательной организации.
Например, структуру можно представить так: председатель, секретарь, члены совета (перечисления типа «учителя, социальные педагоги, педагог-психолог» является не структурой, а составом коллегиального органа управления); срок полномочий — «действует бессрочно».
В связи с тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает участие родителей в принятии решений, влияющих на образовательный процесс (например, проектирование и развитие внутришкольной социальной среды, формирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, выбор учебных предметов), то в школах целесообразно создавать органы управления, в состав которых входят законные представители обучающихся.
В многих образовательных учреждениях издавна существует родительский комитет. Если он по своей сути является коллегиальным органом управления, то его статус необходимо зафиксировать в уставе. Если же родительский комитет играет роль совещательного органа, то в соответствии с частью 6 ст. 26 Закона об образовании он должен именоваться советом родителей. Таким образом, теоретически в образовательном учреждении могут одновременно функционировать два органа: (1) родительский комитет (является коллегиальным органом управления) и (2) совет родителей (является совещательным органом). Закон об образовании предполагает учёт мнения совета родителей при выборе меры дисциплинарного взыскания в отношении обучающегося, а также при принятии локальных нормативных актов, устанавливающих требования к одежде обучающихся, порядок создания и деятельности комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации.